ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-1997

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

75 лет декрету ВЦИК
об  [ изъятии >   < церковных >   < ценностей > 

       С 1917 года на долгие десятилетия вехами истории нашего Отечества стали декреты Советской власти. Материалы, связанные с одним из декретов, редакция "Журнала Московской Патриархии" предлагает вниманию читателей в его 75-ю годовщину.
       Декрет этот - одно из многих постановлений, осуществлявших партийные решения в отношении Русской Православной Церкви. Тем не менее в истории России двадцатого столетия ему принадлежит исключительное место. Это декрет ВЦИК "О порядке  < изъятия >   < церковных >   < ценностей > , находящихся в пользовании групп верующих (23 февраля 1922 года)". Формальным поводом для него был голод, начавшийся летом 1921 года в Поволжье. Советская власть не позволила Церкви организовать помощь голодающим. Издав декрет об  < изъятии >   < церковных >   < ценностей > , она развернула бешеную пропагандистскую кампанию, изображая служителей Церкви алчными хранителями сокровищ, равнодушными к горю голодающего народа.
       Ниже мы публикуем ряд документов, которые в связи с трагедией голода в Поволжье освещают как позицию Церкви, так и позицию коммунистической партии. Среди них скромно и почти незаметно выглядят скупые и "по-ленински простые" строки декрета, но именно они, эти строки, являются центром данной публикации: за ними стоят циничные откровения коммунистических вождей, снабженные грифами "строго секретно" и "архисекретно".
       Кампания по  < изъятию >   < церковных >   < ценностей > , как и было задумано ее организаторами, вылилась в новую волну террора против духовенства. Уже в 1922 году было расстреляно и замучено 8100 духовных лиц разного звания1.  < Но >   < с >   < ограблением >  Церкви террор не прекратился. Изъятием церковных ценностей ознаменовалось возобновление антиправославного геноцида, который затем непрерывно продолжался почти двадцать лет. Только внешние обстоятельства остановили этот сатанинский напор.
       А что стало с иконами и ризами, облачениями и лампадами, со священными сосудами, наконец ? То, что не было разворовано на месте, было оприходовано как материальные и культурные ценности и частью ушло за границу, частью поступило в госучреждения. Советские учреждения культуры приняли тогда часть церковной ризы, как из рук палача одежду казненного. "Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий" (Пс. 21, 19). Но, приняв наследие Церкви на условиях безбожной власти, как бы согласившись с тем, что Русская Церковь погибла и ее достояние суть "памятники культуры", учреждения культуры это достояние частично сохранили. Его судьба в близком будущем будет решена. О тех же, кто пытается доказывать свое "право" на него, будучи "родом из октября", говорить не стоит. Будем помнить: "И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место его, и не обрящеши" (Пс. 36, 10).

М.Ж.

Воззвание Святейшего Патриарха Тихона
"К народам мира и к православному человеку"
по поводу голода в России (лето 1921)

       (Этот и все последующие документы печатаются по книге: Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Г. Штриккер. М., 1995.)
      
       ... Величайшее бедствие поразило Россию. Пажити и нивы целых областей ее, бывших ранее житницей страны и уделявших избытки другим народам, сожжены солнцем. Жилища обезлюдели и селения превратились в кладбища непогребенных мертвецов. Кто еще в силах, бежит из этого царства ужаса и смерти без оглядки, повсюду покидая родные очаги и землю. Ужасы неисчислимы. Уже и сейчас страдания голодающих и больных не поддаются описанию, и многие миллионы людей обречены на смерть от голода и мора. Уже и сейчас нет счета жертвам, унесенным бедствием. Но в ближайшие грядущие годы оно станет для всей страны еще более тяжким: оставленная без помощи, недавно еще цветущая и плодородная земля превратится в бесплодную и безлюдную пустыню, ибо не родит земля непосеянная и без хлеба не живет человек.
       К тебе, Православная Русь, первое слово мое!
       Во имя и ради Христа зовет тебя устами моими Святая Церковь на подвиг братской самоотверженной любви. Спеши на помощь бедствующим с руками, исполненными даров милосердия, с сердцем, полным любви и желания спасти гибнущего брата. Пастыри стада Христова! Молитвою у престола Божия, у родных святынь исторгайте прощение Неба согрешившей земле. Зовите народ к покаянию: да омоется покаянными обетами и Святыми Тайнами, да обновится верующая Русь, исходя на святой подвиг и его совершая, - да возвысится он в подвиг молитвенный, жертвенный подвиг!
       ... К тебе, человек, к вам, народы вселенной, простираю я голос свой!
       Помогите! Помогите стране, помогавшей всегда другим! Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода. Не до слуха вашего только, но и до глубины сердца вашего пусть донесет голос мой болезненный стон обреченных на голодную смерть миллионов людей и возложит его и на вашу совесть, на совесть всего человечества. На помощь немедля! На щедрую, широкую, нераздельную помощь!
       К Тебе, Господи, воссылает истерзанная земля наша вопль свой: пощади и прости, к Тебе, Всеблагий, простирает согрешивший народ Твой руки свои и мольбу: прости и помилуй.
       Во имя Христово исходим на делание свое: "Господи, благослови".

ТИХОН, Патриарх Московский и всея России

Письмо Святейшего Патриарха Тихона в Президиум Всероссийского
комитета по оказанию помощи голодающим (22.08.1921)

       Православная Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не проходила безучастно мимо постигавших русский народ бедствий.
       ...Вся работа Церкви в этой области будет происходить под моим общим руководством и наблюдением. Для ближайшего же руководства как сбором пожертвований (денежных, вещевых и продуктовых) в Москве и в провинции, так и распределением их по местам через соответствующие, вновь создаваемые с тою же целью, церковные организации, мной образован в Москве Церковный Комитет в составе духовенства и мирян.
       К сему добавлю, что работа Церкви в деле оказания помощи голодающему населению может быть успешною только в том случае, если она будет поставлена в условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного развития ею своей деятельности, а именно:
       а) Церковный Комитет должен пользоваться правом собирать необходимые денежные и материальные пожертвования путем устной проповеди в церквах, изданием соответствующих воззваний, устройством религиозно-нравственных чтений, духовных концертов и т. п.
       б) Церковный Комитет может или самостоятельно, или при содействии Всероссийского Комитета приобретать продовольствие в России и получать в свой адрес денежные, вещевые и продовольственные пожертвования из-за границы.
       в) Церковный Комитет имеет право организовывать на местах, пораженных голодом, через своих особых уполномоченных или через местные вновь возникшие церковные же организации возможно широкую помощь голодающим без различия вероисповеданий, классов, сословий и национальностей устройством столовых общественного питания, складов продовольствия и раздаточных пунктов, открытием пунктов медицинской помощи и т.п., в полном согласии с планами Всероссийского Комитета.
       г) Все денежное и материальное имущество Московского Церковного Комитета, так равно и местных Церковных комитетов, не подлежит ни конфискации, ни реквизиции.
       д) Члены Церковного Комитета и его уполномоченные, при исполнении ими своих обязанностей, пользуются правом устройства периодических собраний.
       е) Деятельность Церковного Комитета не подлежит контролю Рабоче-Крестьянской инспекции. Отчетность по всем своим мероприятиям Церковный Комитет представляет в Президиум Всероссийского Комитета. Ревизия денежных сумм и материалов возлагается на ревизионную комиссию, мною назначаемую.
       ж) Для установления живой связи со Всероссийским Комитетом и его местными органами Церковный Комитет назначает своих особых уполномоченных.
       Вот главные положения, которые, по моему глубокому убеждению, должны лежать в основании учреждаемого мною Церковного Комитета для наиболее верного и скорейшего достижения намеченных им целей.
       Питаю уверенность, что Всероссийский Комитет, со своей стороны, будет оказывать в пределах предоставленных ему прав всякое возможное содействие Церковному Комитету, а равно и всем провинциальным его органам, в деле осуществления намеченных им целей.
       Для всех сношений со Всероссийским Комитетом уполномачиваются члены Церковного Комитета Петр Николаевич Перцов и Назарий Григорьевич Райский.

Декрет Всероссийского  < Центрального >   < Исполнительного >   < Комитета > 
о порядке изъятия церковных ценностей,
находящихся в пользовании групп верующих (23.02.1922)

       Ввиду неотложной необходимости спешно мобилизовать все ресурсы страны, могущие послужить средством борьбы с голодом в Поволжье и для обсеменения его полей, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, в дополнение к декрету об изъятии музейного имущества, постановил:
       1) Предложить местным Советам в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов со специальным назначением в фонд Центральной Комиссии помощи голодающим.

Послание Патриарха  < Тихона >   < о >   < помощи >  голодающим
и об изъятии церковных ценностей (28.02.1922)

       Божиею милостью, смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России, всем верным чадам Российской Православной Церкви.
       Благодать Господа нашего Иисуса Христа да пребудет с вами.
       Среди тяжких бедствий и испытаний, обрушившихся на землю нашу за наши беззакония, величайшим и ужаснейшим является голод, захвативший обширное пространство с многомиллионным населением.
       Еще в августе 1921 года, когда стали доходить до Нас слухи об этом ужасном бедствии, Мы, почитая долгом своим прийти на помощь страждущим духовным чадам нашим, обратились с посланием к главам отдельных христианских Церквей... с призывом, во имя христианской любви, произвести, сборы денег и продовольствия и выслать их вымирающему от голода населению Поволжья.
       Тогда же был основан Нами Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим и во всех храмах и среди отдельных групп верующих начались сборы денег, предназначавшихся на оказание помощи голодающим. Но подобная церковная организация была признана Советским Правительством излишней и все собранные денежные суммы потребованы к сдаче и сданы правительственному Комитету. Однако в декабре Правительство предложило Нам делать при посредстве органов церковного управления (Священного Синода, Высшего Церковного Совета, Епархиального, Благочиннического и Церковноприходского Совета) пожертвования деньгами и продовольствием для оказания помощи голодающим.
       Желая усилить возможную помощь вымирающему от голода населению Поволжья, Мы нашли возможным разрешить церковноприходским советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, - о чем и оповестили православное население 6/19 февраля сего года особым воззванием, которое было разрешено Правительством к напечатанию и распространению среди населения.
       Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах по отношению к духовным руководителям Церкви, 10/23 февраля ВЦИК, для оказания помощи голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы.
       С точки зрения Церкви, подобный акт является актом святотатства, и Мы священным Нашим долгом почли выяснить взгляд Церкви на этот акт, а также оповестить о сем верующих духовных чад Наших.
       Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов не освященных и не имеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад Церкви и ныне к таковым пожертвованиям, лишь одного желая, чтобы эти пожертвования были откликом любящего сердца на нужды ближнего, лишь бы они действительно оказывали реальную помощь страждущим братьям нашим. Но Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается ею как святотатство - миряне отлучением от Нее, священнослужители - извержением из сана (Апостольское правило 73; Двукратного Вселенского Собора правило 10).

Письмо митрополита Вениамина в Петроградский губисполком
об условиях передачи церковных ценностей (12.03.1922)

       В заявлении от 5 марта 1922 года за ° 372, препровожденном на имя Петроградской Губернской Комиссии помощи голодающим, мною было указано, что передача церковных ценностей на помощь голодающим сможет состояться только при наличии следующих трех условий:
       1) что все другие средства помощи голодающим исчерпаны,
       2) что пожертвованные ценности действительно пойдут на голодающих,
       3) что на пожертвование означенных ценностей будет дано разрешение Святейшего Патриарха.
       ...Ввиду создавшегося положения и предупреждения дальнейших недоразумений и неправильных истолкований моих словесных и письменных обращений я считаю долгом сделать следующие пояснения к моему письменному заявлению от 05.03 с. г., °372.
       1) Вновь подтверждаю полную готовность вверенной мне Церкви Петроградской со всем усердием прийти на помощь голодающим, если только ей будет предоставлена возможность проявить свою благотворительную деятельность в качестве самостоятельной организации.
       2) Если, при развитии своей благотворительной деятельности, Церковь исчерпает все имеющиеся в ее распоряжении на голодающих средства, а именно: сборы среди верующих денег, церковных ценностей, не имеющих никакого богослужебного характера, продовольствия, вещей, займы и прочее, а нужды голодающих и умирающих от голода братьев наших означенными источниками покрыты не будут, тогда я признаю за собой и моральное, и каноническое право обратиться к верующим с призывов пожертвовать на спасение погибающих и остальное церковное достояние, вплоть до священных сосудов, и исходатайствовать на таковое пожертвование благословение Святейшего Патриарха.
       3) Только при указанной в пп. 1 и 2 самостоятельной организации благотворительной деятельности Церкви и возможно каноническое разрешение вопроса об обращении церковных священных ценностей на помощь голодающим. Немедленное же изъятие священных предметов, без предшествующего ему использования Церковью всех других доступных ей средств благотворения, является делом неканоничным и тяжким грехом против Святой Церкви, призвать на которое паству значило бы обречь себя на осуждение Святой Церкви и верующего народа.
       4) Настаивая на предоставлении Церкви права самостоятельной организации помощи голодающим, я исхожу из предположения, что нужды голодающих столь велики, что Церковь вынуждена будет при развитии своей благотворительной деятельности отдать на голодающих и самые священные предметы свои, использовать которые, по канонам и святым отеческим примерам, только и может непосредственно сама Церковь.
       Если же предоставление Церкви самостоятельности в деле помощи голодающим будет признано почему-либо нежелательным, то тогда Церковь отказывается, в силу канонической для себя невозможности, от передачи священных предметов. [Она] все же примет самое широкое участие в помощи голодающим, но только путем сбора денег, продовольствия, вещей и церковных ценностей, не имеющих богослужебного характера, и передаст гражданской власти все собранные суммы и предметы для израсходования их на голодающих без требования даже какого-либо контроля со стороны Церкви.
       Там, где свободе архипастыря и верующего народа не положено предела, мы можем пойти даже дальше, чем это принято в обычных формах общественной жизни; там, где она встречается с ясными и твердыми указаниями канонов, для нее нет выбора в способе исполнения своего долга; и я, и верующий народ, послушные Святой Церкви, должны исполнить этот долг вопреки всяким требованиям, тем более что самое дело помощи голодающим от этого нисколько не пострадает, а лишь изменится форма вспомоществования церковными ценностями, которые будут использованы для голодающих, но только не через чуждых Церкви лиц, а через освященные руки пастырей и архипастырей Церкви.
       5) Если указанное предложение мое о предоставлении Церкви права самостоятельной организации помощи голодающим гражданскими властями было бы принято, то мною немедленно был бы представлен проект церковной организации помощи голодающим на рассмотрение и утверждение его гражданской властью. Если же такого согласия не последует и, равным образом, Церкви не будет предоставлено права благотворения и в ограниченной форме, то тогда мои представители из Комиссии будут мною немедленно отозваны, так как работать они мною уполномочены только в Комиссии помощи голодающим, а не в комиссии по изъятию церковных ценностей, участие в которой равно содействию отобрания церковного достояния, определяемому Церковью как акт святотатственный.
       6) Если бы слово мое о предоставлении Церкви права самостоятельной помощи голодающим на изъясненных в нем основаниях услышано не было и представители власти, в нарушение канонов Святой Церкви, приступали бы без согласия ее архипастыря к изъятию ее ценностей, то я вынужден буду обратиться к верующему народу с указанием, что таковой акт мною осуждается как кощунственно-святотатственный, за участие в котором миряне, по канонам Церкви, подлежат отлучению от Церкви, а священнослужители - извержению из сана.

ВЕНИАМИН, митрополит Петроградский и Гдовский.

Секретное письмо В. И. Ленина членам Политбюро (19.03.1922)

       Товарищу Молотову
       для членов Политбюро
       Строго секретно
      
       Просьба ни в коем случае копий не снимать, а каждому члену Политбюро (тов. Калинину тоже) делать свои заметки на самом документе.

ЛЕНИН

       ...Происшествие в Шуе2 должно быть поставлено в связь с тем сообщением, которое недавно РОСТА переслало  < в >   < газеты >   < не >  для печати, а именно сообщение о подготовляющемся черносотенцами в Питере сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей. Если сопоставить с этим фактом то, что сообщают газеты об отношении духовенства к декрету об изъятии церковных ценностей, а затем то, что нам известно о нелегальном воззвании патриарха Тихона, то станет совершенно ясно, что черносотенное духовенство во главе со своим вождем совершенно обдуманно проводит план дать нам решающее сражение именно в данный момент.
       ... Я думаю, что здесь наш противник делает громадную ошибку, пытаясь втянуть нас в решительную борьбу тогда, когда она для него особенно безнадежна и особенно невыгодна. Наоборот, для нас именно данный момент представляет из себя... единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову  < и >   < обеспечить >   < за >  собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах  < едят >   < людей >   < и >  на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления...
       Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей... Без этого никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности совершенно немыслимы. Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть и несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь... ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс...
       ...По международному положению России для нас, по всей вероятности, после Генуи3 окажется или может оказаться, что жестокие меры против реакционного духовенства будут политически нерациональны, может быть даже чересчур опасны. Сейчас победа над реакционным духовенством обеспечена полностью...
       Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий....
       В Шую послать одного из самых энергичных... членов ВЦИК... причем дать ему словесную инструкцию... чтобы он в Шуе арестовал как можно больше, не меньше, чем несколько десятков, представителей местного духовенства, местного мещанства и местной буржуазии по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Тотчас по окончании этой работы он должен приехать в Москву и лично сделать доклад на полном собрании Политбюро... На основании этого доклада Политбюро даст детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе, как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров.
       Самого Патриарха Тихона, я думаю, целесообразно нам не трогать, хотя он несомненно стоит во главе всего этого мятежа рабовладельцев. Относительно него надо дать секретную директиву Госполитупру, чтобы все связи этого деятеля были как можно точнее и подробнее наблюдаемы...
       ...Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь  < проучить >   < эту >   < публику >  так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать...

Распоряжение Троцкого об изъятии церковных ценностей (26.03.1922)

       С. секретно. Лично
       В Политбюро ЦК т. Молотову
       копия - Всероссийской Комиссии по изъятию ценностей
       т. Винокурову, т. Медведю
      
       копия - Московской
       копия - т. Калинину
      
       1. Предлагаю т. Муралова ввести в Московскую и Центральную комиссии по изъятию ценностей, так как он приобрел в этом необходимый опыт по своей работе в Шуе. Его участие обеспечит необходимый контакт военного аппарата с комиссией по изъятию.
       2. В оценке поведения и агитации попов наблюдается большая путаница. Наши газеты приводят просто сочувственные призывы попов о помощи голодающим, видя в них как бы лояльное выполнение декрета об изъятии. На самом же деле попы выпускают общие бессодержательные призывы о помощи голодающим в противовес декрету советской власти об изъятии ценностей. Необходимо предписать местным органам не допускать в этом вопросе никакой двусмысленности. Попы должны отвечать не на вопрос о том, нужно ли помогать голодающим, а должны прямо и точно призывать к исполнению декрета от такого-то числа.
       3. По телеграммам, печатающимся в газетах, совершенно ясно, что во многих местах изъятие ценностей происходит фиктивно, т.е. изымают ничтожную часть ценностей, не покушаясь на главные, и таким образом достигают "мирного" изъятия. Необходимо послать инструкцию на места о том, что за неполное, т.е. не согласующееся с декретом, изъятие отвечают местные органы, как за преступное нерадение. Во всех тех местах, где одно поверхностное изъятие произведено, нужно требовать второго изъятия, полного и решительного. Бюро Комиссии необходимо разработать по этому поводу совершенно точную инструкцию, которая должна быть распространена за подписью т. Калинина.
       В частности, во Владимире изъятие было проведено, по-видимому, с преступной небрежностью и дало ничтожнейшие результаты. Необходимо поговорить об этом твердо с владимирской делегацией и добиться от нее проведения декрета целиком.

Л. ТРОЦКИЙ

Воззвание к петроградской православной пастве

       ... Великое волнение, происшедшее по поводу распоряжения гражданской власти об изъятии церковных ценностей для голодающих, охватило умы всех...
       Святая Церковь, верная заветам Христа, следуя примеру великих святителей,  < во >  время народных бедствий шла на  < помощь >   < погибающим > , жертвуя для спасения их от смерти и свои священные ценности.
       Так поступала и наша Русская Православная Церковь, то допуская изъятия государственной властью тех или других церковных ценностей на народные государственные нужды, то сама чрез своих представителей износя их на это. Не осталась Церковь глуха и к переживаемому ныне страшному народному бедствию. Храмы наши и церковные люди оглашались неоднократно призывами жертвовать на голодающих деньгами, продуктами и церковными ценностями: украшениями с икон, лампадами, подсвечниками и т. п.
       Но добровольные пожертвования Церкви и церковных людей признаются недостаточными. Все церковные ценности изымаются распоряжением гражданской власти на голодающих.
       Я своей архипастырской властью разрешаю общинам верующих жертвовать на нужды голодающих и другие церковные ценности, даже и ризы со святых икон, но не касаясь святынь храма, к числу которых относятся: св. престолы и что на них (священные сосуды, дарохранительницы, кресты, Евангелия), вместилища святых мощей и особо чтимые иконы.
       К пожертвованиям призываю приступить немедленно и сдать таковые не позже 9/22 апреля в места, указанные представителями гражданской власти. Жертвуемым предметам должна быть составлена точная опись на месте при участии гражданских властей.
       Но если гражданская власть, ввиду огромных размеров народного бедствия, сочтет необходимым приступить к изъятию и прочих церковных ценностей, в том числе и святынь, я и тогда убедительно призываю пастырей и паству отнестись по-христиански к происходящему в наших храмах изъятию, наблюдая за исполнением пп. 5, 6 и 7 постановления Петроградской Губернской Комиссии помощи голодающим от 5 апреля с. г. при участии моих представителей. Со стороны верующих совершенно недопустимо проявление насилия в той или другой форме. Ни в храме, ни около него неуместны резкие выражения, раздраженные злобные выкрики против отдельных лиц или национальностей и т. п., так как все это оскорбляет святость храма и порочит церковных людей, от которых, по апостолу, должны быть удалены всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою (Еф. 4,  < 31 > ).
       При изъятии церковных ценностей, как и во всяком церковном деле, не может иметь место проявление каких-либо политических тенденций. Церковь, по существу своему, вне политики и должна быть чужда ей. "Царство Мое не от мира сего", - заявил Спаситель Пилату. Этим курсом, вне политики, я вел корабль Петроградской церкви и веду и идти им настойчиво приглашаю всех пастырей. Всякого рода политические волнения, могущие возникнуть около храмов по поводу изъятия ценностей, как было, например, около храма на Сенной, никакого отношения к Церкви не имеют, тем более к духовенству. Проводим изымаемые из наших храмов церковные ценности с молитвенным пожеланием, чтобы они достигли своего назначения и помогли голодающим. Для этого используем насколько возможно предоставляемое верующим право по наблюдению за поступлением изымаемых церковных ценностей по назначению и сопровождению предметов довольствия голодающим.
       Всегда любовно-внимательные к голосу вашего Архипастыря, и на этот раз послушайте его, дорогие мои. Сохраните доброе христианское настроение в переживаемом нами тяжелом испытании. Не давайте никакого повода к тому, чтобы капля какая-нибудь чьей бы то ни было человеческой крови была пролита около храма, где приносится Бескровная Жертва.
       Перестаньте волноваться. Успокойтесь. Предадите себя в волю Божию. Спокойно, мирно, прощая всем сия, радостно встретьте Светлое Христово Воскресение. Тогда скорбь ваша в радость претворится, и никто никогда не отымет этой радости от вас (Ин. 16, 20-22).

ВЕНИАМИН, Митрополит Петроградский.

       Петроград, 1922 г. Апреля 10. С подлинным верно.

Сводка изъятых ценностей из церквей Петроградской губернии (29.04.1922)

       Секретно в ЦК РКП
      
       Прилагая сводку изъятых и обезличенных ценностей из приходских церквей по всей Петроградской губернии на 29 апреля сего года, сообщаю, что в большей части петроградских церквей изъятие ценностей закончено. Начало работ по изъятию было задержано тактическими соображениями: недостаточностью подготовки общественного мнения, с одной стороны, и наступавшей последней неделей великого поста и пасхальными праздниками - с другой. Из тактических же соображений пришлось перенести изъятие из крупнейших церквей Петрограда в последнюю очередь.
       Вчера было закончено изъятие ценностей, не подлежащих охране музея, из Александровской лавры.
       Как правило, на каждый престол, в каждой церкви, оставляется полный комплект предметов, необходимых для нормального отправления богослужения, при условии замены их со стороны Помгола соответствующими предметами из малоценного металла. Как правило же, эти предметы должны быть заменены приходскими Советами в первую очередь, если верующие пожелают заменить хоть что-нибудь из подлежащего изъятию. Пока эта замена происходит успешно, и можно полагать, что в общем она удовлетворит обе стороны.
       В сводку не включены сведения о количестве изъятых, но не обезличенных ценностей из 62 приходских церквей Петрограда. Медленность обезличивания: апробирования, взвешивания и сортировки объясняется небольшим штатом комиссии  < по >   < принятию >   < ценностей >  и недостатком необходимых технических средств.
       Увеличение их задерживается незначительностью денежных  < ресурсов > ,  < которыми >   < располагает >  комиссия по изъятию церковных ценностей.
      
       Председатель Петроградской Губернской Комиссии по изъятию церковных ценностей - подпись.
      
       Общая сводка изъятых и обезличенных ценностей из приходских церквей по всей Петроградской губернии на 29 апреля 1922 г.
       Драгоценные камни. Серебро. Золото.
       п. ф. з. ф. з. д.
       1 брил. - 4 кар. 188317227474, 56 брил. - от  < 1 > / < 2 > - < 2 >  кар., 216 брил.- мелких, 58 изумрудов, 19 рубинов, 1 сапфир, 14 топазов, 2 турмалина, 2 хризолита, 30 розочек
      
       Председатель Петроградской комиссии по изъятию церковных ценностей - подпись.

Телеграмма Сталину об оплате расходов
по антитихоновской агитации (24.05.1922)

       Совершенно секретно лично тов. Сталину
      
       ЦК Помгол производит оплату некоторых расходов по антитихоновской агитации, используя для этого кредиты, отпущенные на изъятие церковных ценностей.
       Так как Комиссии по изъятию приходится в данное время ликвидировать задолженность Губернских Комиссий - есть основание предполагать, что этих кредитов не хватит. В виду того, что антитихоновская агитация потребует вероятно дополнительных расходов, прошу постановления ЦК по вопросу об отнесении указанных расходов на какую-либо особую смету. Прилагаю при этом ответ тов. Троцкого на мою к нему записку по этому вопросу
      
       (На краю телеграммы написано неизвестным почерком: "Из денег, которые государство выделило на изъятие ценностей (оплата милиции, машин), часть шла на агитацию против Тихона и за обновленцев".)

Последнее слово митрополита Вениамина перед трибуналом (04.07.1922)

       Народ судит меня во второй раз. Первый раз я предстал перед народным судом пять лет тому назад, когда в Петрограде происходили выборы митрополита.
       Тогда собралось несколько тысяч рабочих и крестьян - тех, которые послали вас сюда судить меня.
       Несмотря на то, что я не был официальным кандидатом и не был угоден ни правительственным, ни высшим церковным кругам, они избрали меня.
       После этого я все время работал при Советской власти, причем всюду, куда я ни являлся, куда ни приезжал, вначале власть меня встречала подозрительно, но когда узнавала, отношения резко менялись. Представители власти убеждались, что я не враг народа, не враг народной власти.
       ... Теперь меня судят во второй раз представители народа. Я ни в чем не виноват перед теми рабочими, которые вас, судьи, послали судить меня. Я аполитичен, живу только интересами Церкви и народа и во всем исполняю веления Господа. Не виноваты и другие. Здесь старались выяснить вопрос, был ли подсудимый Бычков на собрании у Аксенова. Перед раскрытой могилой призываю имя Божие и заявляю: не был.
       Каков бы ни был ваш приговор, я буду знать, что он вынесен не вами, а идет от Господа Бога, и что бы со мной ни случилось, я скажу: "Слава Богу".

Постановление трибунала в процессе 86-ти (05.07.1922)

       Казанский [он же митрополит Петроградский Вениамин] совместно с Правлением приходов православной русской церкви, в лице его активной группы - председателя Правления Новицкого, членов: Ковшарова, Елачича, Чукова, Богоявленского, Огнева, Шеина, Плотникова, Чельцова, Бычкова и Петровского - в контакте директив, исходящих от патриарха Тихона, явно контрреволюционного содержания, направленных против существования рабоче-крестьянской власти, поставили себе целью как проведение этих директив, так и распространение идей, направленных против выполнения Советской властью декрета от 23 февраля с[его] г[ода] об изъятии церковных ценностей, с целью вызвать народные волнения в осуществлении единого фронта с международной буржуазией против Советской власти.
       Рабоче-крестьянская власть, исчерпав все имеющиеся у нее ресурсы помощи голодающим, издала 23 февраля 1922 года декрет об изъятии церковных ценностей, не затрагивая при этом религиозных чувств верующих.
       Но отдельные представители высшего духовенства: патриарх Тихон, митрополит Вениамин, при участии представителей буржуазного класса, чаяния которых лежали в борьбе всего капиталистического мира против Советской власти, проникнувших в церковные организации, принимавших чин священнослужителей или монашества, вели контрреволюционную деятельность на территории Российской Республики.
       После издания постановления ВЦИК от 16 февраля 1922 г. об изъятии ценностей патриарх Тихон, митрополит Вениамин и др. князья церкви, следуя зарубежным директивам, вступили на путь борьбы с Советской властью.
       Фальсифицируя канонические правила церкви, использовали религиозные предрассудки масс и пропагандировали идею сопротивления Советской власти в проведении постановления ВЦИК.
       Издавая свои воззвания, посланные в ультимативной форме к властям и рассчитанные на возбуждение масс, распространяли их среди широких слоев верующих, для этой цели пользуясь, с одной стороны, иерархическим построением церковной власти, а с другой - организациями верующих.
       Таким образом создали условия, трудные для выполнения решения рабоче-крестьянской власти в ее стремлении помочь голодающим Поволжья, и параллельно привели к явному сопротивлению,  < закончившемуся >   < пролитием >   < крови >  и смертью рабочих, крестьян и красноармейцев, как это имело место в Шуе, Иваново-Вознесенске, Смоленске, Москве и др. местах республики, а также в Петрограде.
       Воззвание Тихона от 15 февраля с. г., обращенное "Ко всем верующим чадам российской православной Церкви", по своему содержанию, призывало массы к возмущению против изъятия церковных ценностей. Это обращение патриарха не только получило одобрение со стороны митрополита Вениамина, но было последним преподано как директива высшей церковной власти.
       При поддержке Тихона Вениамин совместно с Правлением приходов православной русской церкви вырабатывал способы противодействия рабоче-крестьянской власти в проведении декрета, с каковой целью созывались специальные собрания Правления, принимались решения и вырабатывались послания в комиссию Помгола и исполком, причем таковые распространялись среди приходов, а последними и духовенством приходов - среди прихожан.
       Вся эта деятельность привела к беспорядкам, происшедшим в Петрограде с конца февраля с. г. В период этого времени в целом ряде церквей имели место публичные скопища, собиравшиеся с погромными целями, причем скопища таковые сопровождались учиненном насилия, избиением и нанесением тяжких поранений отдельным представителям Советской власти.
       В частности, виновность Казанского (Вениамина), Новицкого, Ковшарова, Богоявленского, Чельцова, Елачича, Чукова, Огнева, Шеина, Плотникова, Бычкова и Петровского установлена в том, что они совместно с митрополитом Правлению приходов православной Церкви придали характер деятельности, поставившей себе целью борьбу с Советской властью, обратив таким образом Правление указанной активной группы в боевой штаб, действующий на основе директив, выработанных в духе послания Тихона, для чего и действовали всяческими способами.
       На основании вышеизложенного упомянутую активную группу в лице Казанского, Новицкого, Ковшарова, Елачича, Чукова, Плотникова, Богоявленского, Огнева, Шеина, Чельцова М. - подвергнуть высшей мере наказания - расстрелять4
       Бычкова и Петровского лишить свободы с применением строгой изоляции сроком на три года, Парийского - на пять лет, Кедринского, Союзова, Акимова и Ивановского - на 3 года, Никольского, Флерова, Никиташина, Дьяконова, Виноградова, Орнадского и Левитского - к принудительным работам без содержания под стражей сроком на 2 месяца, Борисова, Пешель, Соколова С., И. Королева - на 2 года строгой изоляции; Сенюшкина, Изотова, Антонова, Козеинова, Высокоостровского, Киселева, Касаткина, Жаброва, Федорова, Гусарова, Ананьева, Беззаборкина, Смирнова Ф. и Смирнова Я. лишить свободы на 6 месяцев; Гурьянова, Пестову, Перепелкина, Кудрявцеву А. и Кудрявцеву Е., Черняеву - тоже на 6 месяцев, но условно; Дмитриева от наказания освободить, Петрову и Корчагину - на 7 дней принудительных работ без содержания под стражей; Толстопятова, Ливенцова - строгой изоляции на три года; Ляпунова лишить свободы на 6 месяцев, но условно; Янковского и Зальман - на 3 года строгой изоляции; Дубровицкого и Емельянова - к принудительным работам на 3 месяца.
       Бенешевича, Зинкевича, Карабинова, Комарецкого, Тихомирова, Закржевскую, Кравченко, Филатова, Абдамова, Козьмодемьянского, Соколова А., Миронова, Попова, Чельцова П., Островского, Низовцеву, Пилкину, Власову, Позднякову, Бобровского, Соустова, Савельеву, Дымского, Герасимова и Травина считать по суду оправданными.
       Срок наказания осужденным к лишению свободы и принудительным работам считать со дня их ареста.
       Судебные издержки возложить на осужденных за круговой их ответственностью.
      
       В отношении бывшего патриарха Тихона возбудить уголовное преследование.
       Дело священника В. Семенова за смертью прекратить.
       Приговор был встречен аплодисментами.
       При слове "расстрелять" с кем-то в зале случилась истерика...
       Подсудимые выслушали приговор спокойно. На их скамьях была тишина.

Подстрочные примечания:

       1 Новые Мученики Российские. Сост. протопресвитер М. Польский. Ч. 1. 1949.
       2 Шуя была первым городом, где начались беспорядки в связи с изъятием церковных ценностей, которые были подавлены красноармейцами.
       3 Имеется в виду Конференция по мировым экономическим вопросам, которая проходила в Генуе с 10 апреля по 19 мая 1922 года. Первое международное мероприятие после первой мировой войны, в котором приняла участие советская, как, впрочем, и немецкая, делегация.
       4В ночь с 12 на 13 августа 1922 г. расстреляны были: митрополит Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), проф. И. М. Ковшаров и проф. Ю. П. Новицкий. Приговор другим был заменен тюремным заключением.

Тропарь священномученику Вениамину, глас 1

       Светильник всесветлый во граде святаго Петра явился еси, пастырю добрый, священномучениче отче Вениамине. Любовь и милосердие в сердцах верных насаждая, благотворити призывал еси терпящим глад и нищету. Сего ради и мы к тебе прибегаем и с верою вопием ти: моли Милостиваго Бога, Отечество наше в Православии и благочестии утвердити, мир Церкви даровати и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 6

       От юности иго Христово на рамо взем, истинный страж Православныя Церкве явился еси, священномучениче Вениамине. Клевету, узы, страдания и суд неправедный от беззаконных мужественне претерпевая, святыню церковную и на поругание не предал еси. Темже и Христос даром терпения и любве тя исполни, во еже пред мученическою кончиною со благодарением взывати: за вся, Господи, слава Тебе.